среда, 14 января 2015 г.

Слишком "свободный микрофон"

Савинов В.Б.
18.12.2014

Записки ведущего литературной гостиной

И ведь не зря участники литературной гостиной «со стажем» ностальгически вздыхают, вспоминая, что много лет назад, когда на Рижский, 64 приходили маститые поэты, писатели Лев Маляков, Валентин Краснопевцев, Станислав Золотцев, встречи проходили более живо, были интереснее: с обменом мнениями, с дружеской критикой, а чтение авторами своих произведений сопровождалось острым обсуждением…

Я, правда, склонен думать, что мы всегда идеализируем прошлое, но действительно очень не хотелось бы «снижать планку» качества проводимых мероприятий ни сейчас, ни в будущем.

По своему опыту участия в литературной гостиной могу сказать, что некоторое разочарование возникает, когда наш коллега, ведущий встречу или презентацию, по всей видимости не счёл необходимым элементарно подготовиться к ведению, понадеявшись на то, что всё получится само собой, что импровизация лучше всякой подготовки. А вот и нет. Особенно признаки некоторого ералаша проявляются, когда формой проведения встречи объявляется «свободный микрофон». К этому самому «микрофону» бывают не готовыми не только ведущие, но и участники. Честно признаются, что, мол, «я сегодня, конечно, не подготовился, и стихи с собой не взял, но что-нибудь прочитаю…». Возникает странное ощущение, что люди постоянно ждут от кого-то другого правильного поведения, но себя самого выносят за рамки своих ожиданий. Один произносит не понятно, зачем, длинный нравоучительный монолог, второй предваряет чтение стихотворения затянутым пояснительным вступлением, третий  сверх всякой меры увлекается чтением своих произведений, иной, не дождавшись своей очереди, уходит, обидевшись…
Вы скажете, что я сгущаю краски. Может быть… Но хочется, чтобы наши литературные гостиные имели хотя бы оттенок профессионального подхода, а не походили на случайные встречи.
Мы приходим в художественно-литературную гостиную каждый со своими целями и потребностями. В частности, авторы-художники хотят показать свои картины, получить отклики зрителей. Для этого практически каждый раз в гостиной устраиваются персональные выставки. Можно только восхититься вкусу и трудолюбию художников, и они слышат наши слова благодарности.
Авторы стихов и прозы, разумеется, тоже очень хотели бы показать результаты своего труда. Но при этом далеко не каждому удаётся регулярно проводить презентации своих книг, полноценные творческие вечера и т.д. Казалось бы, литературная часть нашей гостиной хотя бы изредка может дать возможность всем высказаться, показать что-то своё «из нового», услышать от коллег, друзей, слушателей добрые слова поддержки или совета, конструктивную критику. К сожалению, по-моему, это сейчас не так. Ушли в прошлое когда-то традиционные «мастер классы», а неподготовленные «концерты» в форме свободного микрофона, откровенно говоря, немного разочаровывают. Тем более, если ведущий ставит условие участникам-авторам, что-то вроде, «читаешь одно стихотворение и свободен», то это граничит с неуважением к взрослому человеку, состоявшемуся писателю, поэту, зачастую имеющему за плечами издание не одной книги, лауреату литературных конкурсов и т.д. И тут уж никакие аплодисменты слушателей не спасают от мысли: «А зачем мне всё это надо, ради чего и кого?».

Литературную часть встречи, которая состоялась 18 декабря 2014 года на Рижском, 64, я постарался провести хотя бы немного иначе. Жаль, что предложение провести «свободный микрофон» поступило только накануне, за сутки до встречи. В плане организации литературной гостиной это тоже, конечно, о чём-то говорит, но тем не менее, уже имея вполне успешный (судя по отзывам коллег) опыт проведения таких мероприятий, сразу согласился.
Разумеется, решил не повторять тех ошибок ведения, о которых написал выше. А чтобы заранее помочь подготовиться своим коллегам, написал регламент выступлений и разослал его по электронной почте тем, чьи электронные адреса у меня имеются, и кто, наверняка, сможет выступить (регламент в приложении к этим «запискам»). Вскоре последовали ответные письма, в которых по сути содержалась поддержка моих предложений. Главным в них было: заранее выбранная тема выступлений «Памятные события уходящего года», установленное для всех предельное время выступлений 5 минут, рекомендация кратко высказываться о выступлении предыдущего своего товарища, отсутствие ограничений на жанр представляемых произведений.
К слову сказать, предложенная тема достаточно широка, в её рамки можно было легко уложить многое. И квота времени, как показал потом вечер, почти для всех оказалась вполне комфортной. И два, и три стихотворения, а также высказывание своего мнения легко умещались, оставляя десяток секунд на короткие вставки-реплики ведущего. И если бы не довольно продолжительная (и неожиданная для меня) музыкальная «пауза», то вся литературная часть длилась бы не более одного часа.
О музыкальной паузе. Конечно, автор-исполнитель песен тоже нуждается в том, чтобы у него были слушатели. И чем больше и чаще, тем лучше. В этом я нисколько не сомневаюсь. Но, во-первых, это неправильно, по-моему, приглашать его на «десерт» в литературную часть вечера, которая объявлена как «свободный микрофон». Во-вторых, предлагать ему занять своим выступлением половину времени от всего вечера. Музыкант должен иметь возможность либо полноценно выступить, когда его целенаправленно приглашают дать небольшой концерт, либо исполнить свои произведения в рамках общего для всех регламента. А в итоге мне пришлось по ходу выступлении поэтов и писателей, видя, что музыкант сидит в сторонке и уже начинает «маяться» с гитарой в руках, пригласить его для выступления, хотя и попросить немного сократить количество исполняемых песен. Тем не менее, 25 минут пусть и хорошей музыки, отличных песен сказались впоследствии, поскольку к концу вечера, когда продолжили выступать поэты, ряд стульев в зале уже опустели.
Может быть, я ошибся, подумав, что меня просили провести именно литературную часть вечера? Может быть, хотели просто организовать что-то вроде предновогоднего концерта? Но в таком случае должен заметить, что приличный предновогодний концерт требует ещё больше подготовки, а также ещё и репетиции.


И всё же вопреки, может быть, отдельным спорным и неловким моментам, вечер в художественно-литературной гостиной 18 декабря прошёл хорошо. По-моему, успех обеспечили большинство из выступивших коллег, которые с полным пониманием отнеслись к требованиям регламента, а также к просьбе высказываться о выступлении других. Главное – состоялся интересный разговор. За это я, как ведущий литературной части вечера, очень благодарю своих друзей. А тем, кто меня не пожелал услышать, я ничего, пожалуй, говорить не стану.

Теперь несколько иллюстраций к вечеру 

На открытии художественной выставки «Мир пастелей» участников Народной мастерской ГКЦ под руководством Ирены Панченко.
 Замечательно выполненные, можно сказать, миниатюрные полотна. Ирена Язеповна в очередной раз подтверждает свой высокий мастерский уровень художника пейзажиста. А за ней находится большая группа увлечённых народных мастериц.


Иван Васильевич Иванов, как всегда, был ответственно серьёзен, но в этот раз вполне оптимистичен в прочтённых стихах. 


 
Соловьёва Тамара всегда найдёт замечательные эпитеты и в прозе, и в стихотворении, чтобы порадовать друзей-коллег


Александр Себежанин мастерски пишет и читает нежные лирические стихи

Ларина Федотова для нас осуществляет связь поколений псковских поэтов. Строгий ценитель поэзии и бескомпромиссный автор. Сегодня её, как она сказала, что-то в стихах «потянуло в политику».

Татьяна Рыжова мастер поэтической лирики. Но всегда хочется попросить почитать её стихотворные переводы на английском языке.
Ростислав Микрюков предпочитает в стихотворениях патриотическую тему, читает их вдохновенно, талантливо.
Надежда Камянчук действительно излучает надежду и веру в человеческую доброту. Таковы и её стихи, наполненные неподдельным волнением.

Наталья Лаврецова, может быть, самый яркий среди нас поэт. Но это нисколько не мешает ей для окружающих оставаться хорошим, добрым и ироничным к себе самой другом.
Наташа, ещё раз извини меня, что из-за недоразумения не получилось предоставить тебе слова.

Выступление Ирены Панченко в заключение литературной части вечера подводило итог работы художественно-литературной гостиной в 2014 году. 
Линькова Татьяна Васильевна, заведующая филиалом ГКЦ на Рижском, 64, обеспечивает для нас проведение всех литературно-художественных мероприятий.

К сожалению, я не смог в этот раз сфотографировать всех участников, поэтому назову тех, кто ещё выступал: Вера Жаркова (прочитала очень хороший рассказ), Виктор Зверев, Нинель Елисеева, Татьяна Субботина, авторские песни исполнял Вячеслав Рахман.


И… обещанное приложение с «регламентом»

Регламент формата «свободный микрофон» на 18.12.2014 г.

Рекомендуемое содержание выступлений

Произведение (или несколько) в любом жанре (стихи, проза, песня, литературная критика, эссе, обращение-декларация и т.д.), которые отражают отношение выступающего к событию (или событиям), произошедшем в уходящем 2014 году (в соответствии с заданной темой ). Масштаб события не имеет значения: от глобального для всего мира до абсолютно личного.

Организация выступлений

1). Желающие выступить предварительно (перед началом вечера, в начале, а также в ходе вечера) записываются у ведущего. Очерёдность выступления устанавливает по принципу: «первый записался – первый выступил».

2) Устанавливается регламент времени выступлений. Невзирая на лица, официальные должности, статус и степень известности: предельное время выступления: 5 минут
- время выступления не продлевается;
- повторное выступление возможно в конце всех других выступлений при наличии времени и согласии участников вечера;
- повторное выступление: не более 3-х минут
- ведущий не имеют права нарушать своими промежуточными решениями данный регламент

3) Выступления присутствующих с места возможны, но только с оценкой выступлений авторов и с ограничением времени: не более 1 минуты

4) Ведущий по полученным заявкам устанавливает порядок выступлений и оглашает его перед началом или в процессе выступлений; не меняет его по субъективным причинам

5) Что делать с опоздавшими для выступлений ранее записавшимися участниками? Они выступают после всех. Исключение делается только с согласия большинства присутствующих на вечере, а также, если кто-то добровольно уступает свою очередь

Дополнительная рекомендация

Просьба к каждому выступающему: в нескольких фразах выразить своё мнение о выступлении предыдущего выступившего коллеги (о прозвучавших произведениях, о самом авторе )

17 декабря 2014 года.
 










1 комментарий: