четверг, 30 марта 2017 г.

Детские стихи Самуила Маршака – живо, весело, увлекательно



К 130-летию Самуила Яковлевича Маршака

(22 октября 1887 г. - 4 июля 1964 г.)

С.Я.Маршак с детьми
«Живо, весело, увлекательно» - именно так написал о стихах Самуила Маршака составитель его «Разноцветной книги» (Киев, издательство "Весёлка", 1985 г.) Богдан Чайковский.
И это на самом деле так, поскольку написанные много лет назад стихи одного из самых замечательных детских авторов, всегда пользовались и пользуются огромной популярностью среди детей, родителей, воспитателей, учителей. Это - настоящая поэзия для наших детей прежних, нынешних и будущих поколений.
Самуил Яковлевич вспоминал, что с детства был воспитан на лучших образцах классической и народной поэзии, но особенно любил, когда в стихотворениях и песнях есть весёлые нотки, юмор, добрая шутка.  Будучи ещё подростком, он сочинял шуточные стихи, юмористические и сатирические зарисовки, литературные пародии.  Несомненно, такая любовь к жанру «весёлой поэзии», естественным образом и с большим успехом воплотилась впоследствии в его многочисленных произведениях для детей.
Детские стихи Самуила Яковлевича Маршака естественным образом отражают этапы его собственной жизни, и мы можем с легкостью проследить за его радостями, печалями  или  переживаниями, узнать в стихотворных героях людей, встречавшихся на его пути.  А среди его окружения в разные годы были не только взрослые, в том числе  знаменитые в стране люди (писатели, поэты, музыканты, литературоведы, учёные, политики и т.д.), но ещё очень-очень много детей. Маршак работал с детскими коллективами, с детскими театрами, студиями, с театрами для юных зрителей. Он работал в детских журналах, руководил самыми известными издательствами детской литературы. Такое тесное и многолетнее общение с детьми ещё более укрепило неповторимый стиль детских стихов Маршака: лёгкость, ясность повествования, энергичность и непринуждённость интонации. 
Настоящий детский поэт, Маршак в своих стихах, сказках, повестях и пьесах, никогда не поучает читателей с позиции старшего и многоопытного человека.  Зато сами по себе понятные ребёнку содержание, простая и весёлая форма поэтического рассказа, умелые выводы в произведениях являются замечательными источниками для воспитания в детях стремления к активной и полезной деятельности, любви и уважения ко всему разумному, светлому и доброму.   Поучительность произведений (в частности, стихов) Маршака всегда является как понятное логическое завершение повествование и выражается в разнообразных формах. А чтобы отточить приемы, при помощи которых поучительность стихотворений без всякого напряжения проникала в сознание ребёнка, по словам Маршака, он порой долго и тщательно, даже спустя годы, совершенствовал свои ранее опубликованные стихи, никогда не цепляясь за неприкосновенность своих прежних строчек.  Поэт уверенно и легко убирал элементы рассудочности и ненужной серьёзности, «вычищал» лишние служебные слова, необязательные объяснения, тяжеловатые для детей обороты речи, находил новые стихотворные приёмы, игровые, шуточные ходы, более точные характеристики персонажей и действий. 
Поэт очень любит говорить с детьми весело, забавно и образно о самых важных и ответственных делах.  Он признаёт только такой – непринуждённый и уважительный – тон в разговоре с детьми.
Я не стану приводить стихотворные примеры из книжек С.Я Маршака, чтобы иллюстрировать сказанное выше.  Любой заинтересованные читатель самостоятельно это сделает, без труда отыскав их практически на каждой странице его детских книг.  Искренне восхищаясь поэзией Александра Сергеевича Пушкина, особенно стихотворными сказками, которые всегда любили и любят многие поколения в нашей стране, Маршак в поэтической работе, на мой взгляд, является реальным продолжателем дела великого поэта.  Хотя в силу скромности он не упоминает своё поэтическое творчество,  написав следующие слова в статье «Заметки о сказках Пушкина» (1949 г.) [1] :  «Прекрасным наследием пушкинской сказочной поэзией почти не пользовались крупные поэты всего прошлого века  <19-> и начала нынешнего <20->. (…) Дело наших поэтов – принять это обязывающее наследие.  Работая над сказкой, поэты, разумеется, не будут ученически повторять Пушкина.  Он неповторим.  Да и у каждой эпохи, а у нашей особенно, - свои задачи, свой стиль. (…)  …Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства».  
Заключительное предложение в этой цитате, по-моему, в полной мере можно отнести к творческой работе самого Маршака.
Вот что говорил Самуил Яковлевич о том, какими он хотел бы видеть хорошие детские стихи и детские книжки:  «В детской книжке не должно быть много текста, чтобы легко можно было перечислить все слова от первого до последнего.  При такой замечательной краткости каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким стихам и книжкам дети учатся мыслить, чувствовать и говорить.  Но такая маленькая книжка никогда не должна быть ничтожной, пустой книжкой».
Какие важные слова! Конечно, это не означает, что все детские книжки обязательно  должны быть – «книжки-малышки», а все стихотворения должны быть размером в одну-две строфы.  Речь совсем о другом.  Не должно быть по своей внутренней сути пустых стихов, рассказов, сказок и т.д., которые ничего не дают детям для размышления, для их воспитания и обучения "на ступеньку выше, на шажок дальше".  Не должно быть многословных, пустопорожних пояснений или бессмысленных монологов автора и диалогов персонажей, вредным является приспособление прямой речи героев к  псевдосовременной манере, не должно быть вялого развития действия.  Ведь на самом деле реальная или сказочная жизнь всегда развивается активно, энергично, как течёт земное или сказочное время.
В упомянутой мною статье  [1] Самуил Яковлевич пишет:  «Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово». (...) «Сказки Пушкина не были предназначены им для детей. Но как соответствует их словесный строй требованиям читателя ребёнка, не останавливающегося на описаниях и подробностях и жадно воспринимающего в рассказе действие».
У самого Маршака в детских стихотворениях не только выверены все слова, композиция и ритм повествования, но практически всегда образы, фразы, их положение и сочетание, развитие действия, соответствует простоте и лёгкости детского восприятия.  Не сложно заметить, что он активно и очень к месту применяет формы детских считалок, прибауток, загадок, озорных высказываний.  При этом поэт никогда не «скатывается» к детскому «сюсюканью», намеренному коверканью речи, точно зная, что это вовсе не является признаком детскости стиха и не несёт никакой пользы детям.
Каждая строфа очень ясная, каждое предложение тщательно отработано, все слова взвешены, отшлифованы.  «Он создаёт живой, зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам…», - Самуил Яковлевич написал это о Пушкине, и на мой взгляд, сам чётко следует пушкинскому правилу. Только с такими стихотворениями можно выходить к детям, поскольку на авторе лежит огромная ответственность формирования у юных читателей хорошего поэтического вкуса, любви к прекрасному родному языку, его образности и лаконичности, воспитанию стойкого неприятия безвкусицы и пошлости, бессмысленного многословия, как в литературе, так и в жизни.
Прав был знаменитый Корней Чуковский, который сказал о поэзии Маршака: «...Только пройдя долгую, многотрудную школу поэтического творчества для детей, можно достичь такой чёткой структуры, такой алмазной чеканки стиха».
Очень велик вклад С.Я.Маршака в детскую литературу.  Огромный интерес представляют не только его произведения для детей, но также его замечательные статьи о поэзии, о мастерстве поэта.  Все литературно-критические произведения Маршака изданы отдельной книгой, сборником статей "Воспитание словом", 1961 г.,
Настоящее богатство подарил следующим поколениям не только читателей разных возрастов, но и авторов поэзии  и прозы, пишущих для детей, замечательный человек и поэт Самуил Яковлевич Маршак!
Каждый читатель обязательно найдёт для себя любимое стихотворение или сказку, пьесу.  А каждый автор решает, каким образом он может воспользоваться этим богатством, чтобы соответствовать в своей работе тем высочайшим требованиям в вопросах детской литературы, которые всю свою жизнь утверждал Маршак.  Искренняя ему благодарность за это. 

статья написана  17.03.2017


Спасибо за внимание!




Комментариев нет:

Отправить комментарий